ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ /> Горчакова Н.В. Литвинова Т.В. Использование цифровых

 

  Цифровой журнал "Гимназический Педагогический Открытый Инновационный Сетевой Клуб"

Использование цифровых общеобразовательных ресурсов на уроках иностранного языка как средство повышения познавательной активности учащихся

               

Горчакова Н.В., учитель английского языка МБОУ «Гимназия№4»

     Литвинова Т.В., учитель английского языка МБОУ «Гимназия№4»

     Основной целью обучения иностранному языку в современной школе(независимо от того,какой он -первый или второй) является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур ,желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычной речевой деятельности.

     Развитие средствами иностранного языка предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных умений школьников; языковую и речевую наблюдательность ,речемыслительную деятельность ,готовность к познавательно-поисковому творчеству.

     Конечная цель обучения, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решается на протяжении всего срока  обучения. В течение всего периода обучения иностранному языку формируется коммуникативная компетенция, составляющими которой являются речевая, языковая. социокультурная (межкультурная),компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.

     Формирование учебно-познавательной компетенции предполагает развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения  языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

    С целью повышения познавательной активности учащихся, их мотивации к изучению английского языка  мы используем на своих уроках цифровые образовательные ресурсы Что мы имеем в виду, когда говорим цифровые образовательные ресурсы? Цифровые образовательные ресурсы-это представленные в цифровой форме фотографии ,видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символы, деловая графика. В содержание цифровых образовательных ресурсов входят демонстрационные материалы(плакаты, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, презентации, видеоролики),материалы для практических занятий(вопросы, задания, тренажёры),материалы для контроля(тесты, контрольные работы). Как показывает опыт работы, применение цифровых образовательных ресурсов способствует  активизации мыслительной деятельности учащихся, делает учебный процесс более увлекательным, интересным, результативным; помогает нам научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения на уроке; формировать цели собственной самостоятельной деятельности и предвидеть её ближайшие результаты.

     Согласно содержанию и функциональному назначению, цифровые образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:

1) электронные справочные  и информационные материалы (википедии,  справочники, словари, журналы, газеты);

2) электронные книги для чтения;

3) фильмы на DVD;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам речевой деятельности, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

6) интернет-ресурсы;

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков иностранного языка (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.                                                            

    В своей работе мы пользуемся следующими  образовательными интернет - ресурсами: www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, www.babyland.ru , www.nytimes.com , www.teenadvice.org, www.royal.gov.uk. Для формирования или совершенствования грамматических  и лексических навыков - www.study.ru. При подготовке проектов  мы рекомендуем учащимся использовать www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com www.babyland.ru, www.nytimes.comwww.study.ruwww.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com .Мы также советуем  использовать  ресурсы Британского посольства: http://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-teaching-online-resources.htmhttp://www.britishcouncil.org/ru/russia-english-teaching-online-resources.htm – online ресурсы для учителей, включающие учебные материалы, статьи, дискуссии, публикации ведущих авторов. http://www.britishcouncil.org/learning-teaching.htmhttp://www.britishcouncil.org/learning-teaching.htm – ресурс на английском языке, включающий планы уроков и задания на отработку всех видов речевой  деятельности. Для того ,чтобы получить консультации методистов, узнать о новинках в мире учебников и учебной литературы,  мы выходим на  портал для учителей английского языка: englishteachers.ru. , находим большое  количество разработанных   уроков, заданий, карточек  на сайтах esl-library.com и bbc.co.uk. ,при этом  материал на них постоянно обновляется и дополняется.       .

       Безусловно, использование цифровых образовательных ресурсов позволяет нам обогатить арсенал методических средств и приёмов, разнообразить формы работы, создавать условия для развития  творческого потенциала обучающихся, расширять возможности для углублённого изучения предмета не только в профильных классах. Цифровые образовательные ресурсы-это источник  информации и  для учителя ,и для учащегося ;источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, используемую  для образования, воспитания ,развития личности школьника средствами иностранного языка.            

      Для того ,чтобы применение цифровых образовательных ресурсов, информационных компьютерных технологий было более эффективным, мы тщательным образом продумываем целесообразность их использования:

-определяем цели и задачи урока;

-обдумываем формы ,приёмы ,методы работы;

-выбираем электронные ресурсы ,необходимые для каждого конкретного урока или этапа урока;

-планируем и чётко представляем использование отобранного источника информации на определённом этапе урока. В качестве примера предлагаем ознакомиться с технологическими картами и планами уроков в приложении к статье.        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

        Как показывает опыт, применение цифровых образовательных ресурсов позволяет:

1) улучшить эффективность и качество обучения;
2) развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся

;3)формировать интеллектуальные умения школьников, их речемыслительную деятельность ,готовность к  самостоятельному познавательно-поисковому творчеству ;
4)развивать межкультурную(социокультурную) компетенцию;
5)ознакомить учащихся с доступными способами и приёмами самостоятельного изучения  иностранного языка и культуры, используя новые информационные технологии ;
6)изменить традиционную схему обучения(учитель-ученик-учебник) ,ввести новый  компонент в обучении учащихся - компьютер;
7)изменить характер взаимодействия учителя и ученика.
        Применение цифровых образовательных ресурсов ,информационных компьютерных технологий на уроке английского языка позволяет решить  целый ряд задач:

  • предъявлять новый учебный материал;
  • повторять и закреплять пройденный лексический и грамматический материал;
  • проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний;
  • создавать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным;
  • помочь учащимся  готовиться к экзамену, олимпиадам и конкурсам по английскому языку;
  • приобрести навыки работы с компьютером.

          Можно выделить основные направления использования цифровых образовательных ресурсов:

  • использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем;
  • создание собственных мультимедийных обучающих программ и презентаций;
  • использование  интернета, социальных сетей и электронной почты.

     Что касается интернета, мы рекомендуем использовать карты Google.   Карты Google – прекрасная   возможность познакомить учащихся с достопримечательностями страны изучаемого языка. Режим просмотра  позволяет путешествовать по улицам  городов Британии, Америки, Австралии и других англоязычных стран.Здесь же можно просмотреть фотографии, сделанные пользователями  и прочитать интересные комментарии. 

       На своих уроках мы также используем  видеоролики, рассказывающие о  жизни  стран изучаемого языка, что способствует более полному пониманию темы урока. Современные учащиеся активно используют интернет-ресурс https://www.youtube.com/ для просмотра различных видео. В своей практике мы также активно используем данный ресурс. Однако следует отметить, что перед использованием видео мы его предварительно просматриваем и отбираем  материал из проверенных официальных источников. Как правило, учащиеся с интересом знакомятся     с материалом, освещающим реалии жизни англоязычных стран (например, ролики, посвященные географии, истории и культуре Великобритании, США).

       В настоящее время в  интернете существует множество сайтов, предназначенных для учителей английского языка. Они предлагают широкий выбор наглядных материалов: тематические карточки по разделам школьной программы, плакаты, готовые мультимедийные презентации, образцы грамот, маски для ролевых игр, лексические и грамматические упражнения и многое другое. Такие сайты, несомненно, являются большим подспорьем в работе учителей. Много полезной информации можно найти в социальных сетях. Так, например ,в «Одноклассниках» мы пользуемся  материалами групп «Английский по технологиям будущего»,» Я - учитель английского языка!»,»PuzzleEnglish»(Понимай английский на слух!),»Английский в картинках»,»Учить английский легко!»

    Таким образом, цифровые образовательные ресурсы –важнейшая составляющая всех направлений деятельности учителя в современной  школе, что ,на наш взгляд, способствует оптимизации процесса обучения. Дополняя широкий спектр образовательных технологий, информационные   компьютерные технологии помогают решить вопросы формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Использование современных цифровых образовательных ресурсов не уменьшает роль учителя в процессе обучения, не заменяет учителя и сложившийся традиционный учебный процесса, а приводят к изменению и интенсификации учебного процесса, к изменениям в содержании образования.

Список литературы

 1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.

2. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных интернет - материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля.http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm

3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.                                                                                4. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранные языки в школе.-2007.-№4-С.49-53.

 

Поиск в П.О.И.С.К.

Go to top
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!