ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ /> Пилипчук_Технологическое_обеспеч

 

  Цифровой журнал "Гимназический Педагогический Открытый Инновационный Сетевой Клуб"

Технологическое обеспечение развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников в условиях инновационного образовательного учреждения

Пилипчук Эмилия Викторовна,

учитель начальных классов

Опубликовано  в журнале "Педагогический поиск" №9. - Курск: КИНПО (ПК и ПП) СОО, 2013г.

 Дайте ребёнку любознательность.

Знания он возьмёт сам.

А. А. Гин

Ведь именно любознательность всегда являлась и является двигателем образовательного процесса.

Современное образование претерпело сильные изменения.

Во-первых, изменились современные дети.  На это большое влияние оказывает бессистемность, чрезмерность получаемой ребёнком информации, нередко агрессивного характера.  У детей возникла ограниченность общения со сверстниками, лишение возможности приобрести опыт сотрудничества и взаимопомощи.

Во-вторых, взрослые – родители и, подчас, педагоги – делают акцент на умственное развитие ребёнка в ущерб его духовно-нравственному развитию и формированию универсальных учебных действий.

В-третьих, наблюдается разобщённость, бессистемность использования образовательных технологий.

И, наконец, в-четвёртых, «учитель чаще всего  является транслятором знаний, а должен быть транслятором понимания» - так сказал на одной из лекций академик Александр Григорьевич Асмолов.

Перечисленные проблемы мешают создать условия для раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся.

Цель, стоящая передо мной, как учителем – создание  условия для формирования у обучающихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности через освоение фундаментальных основ начального образования.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить ведущие идеи и принципы, сформулированные в нормативных документах и современной педагогической литературе;

- адаптировать современные образовательные технологии к условиям своей практической деятельности;

- выбрать формы, методы и приёмы работы;

- создать условия для формирования базовых навыков самообразования, самоорганизации, самовоспитания обучающихся;

- вести регулярный мониторинг.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучающихся, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

         Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет учителю:

 • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

 • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

 • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

 Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов.

Потребности детей, поступивших в школу, запросы родителей, которые привели ребёнка именно в эту школу, само учебное заведение с огромным исторически сформировавшимся опытом, социальная среда, методическая служба – всё это в едином взаимодействии оказывает огромное влияние на систему работы учителя.

Планируя систему работы с детьми, я изучаю не только документы, предлагаемые учителю в качестве руководства  к действию  Министерством образования и науки Российской Федерации, но и программы, разработанные на уровне области, города.

Проанализировав литературу, мною выбрано технологическое обеспечение, которое может содействовать решению проблемы как учить детей с высокими познавательными потребностями.

Технология проблемного обучения.

Принцип  проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности обучающихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию  творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Цель активизации путем проблемного обучения состоит  в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Эта активность заключается в том, чтобы ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает обучающимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если обучающиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для теоретического обоснования.

         Проблемная ситуация характеризуется, прежде всего, состоянием интеллектуального затруднения, требующим от обучающегося поиска новых знаний или новых способов действий. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Она ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем объяснить?». Проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения.

Мне показались, близки идеи Дмитрия Васильевича Григорьева, который чётко разграничил проблему и задачу. Говоря о проблемном обучении, учителю надо чётко понимать, что проблема – это не задача. По мнению Григорьева, проблема – это выведение человека из состояния очевидности и выявление противоречия.

Ошибка многих педагогов заключается в том, что «мы начинаем манипулировать детьми», навязывая им проблемную ситуацию.

Цель создания проблемной ситуации – это:

- во-первых, разбудить процесс мышления;

- во-вторых, поддерживать рефлексивные мысли детей;

- в-третьих, придерживать свои рефлексивные высказывания;

- обязательно должен сработать принцип «углубления» (чтобы не получился разговор ни о чём).

Технология «ИнтеллекТ»

Стандарт российского образования требует развития не общих интеллектуальных способностей, а развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. Требования Программ российского образования сводятся к тому, что обучающийся овладевает знаниями и умениями по учебному предмету и использует приобретенные знания и умения на практике. Эти требования не учитывают того, что при изучении учебного предмета обучающийся в определенных местах учебной программы сталкивается с определенными трудностями в овладении знаниями и умениями, зависящими от недостаточного развития каких-либо интеллектуальных способностей. На различных этапах обучения в каждом классе по каждому учебному предмету оказываются наиболее востребованными различные интеллектуальные способности.

В отличие от развития общих интеллектуальных способностей с последующим проявлением этих способностей при изучении отдельных предметов Образовательная технология «ИнтеллекТ» развивает интеллектуальные способности в каждой предметной области отдельно (предметно ориентированное развитие интеллектуальных способностей) с учетом различных специфических требований к развитию.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

- снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровьесберегающей организации учебной деятельности;

- повышение мотивации обучающихся к отдельным школьным предметам и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

- повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

Основные задачи применения Образовательной технологии «ИнтеллекТ»:

- формирование навыков научной организации труда обучающихся;

- формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;

- формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию, реализации и корректированию перспектив своего развития;

- снижение физической и психологической нагрузки обучающихся.

Технология «ИнтеллекТ» дает возможность учителю включать в содержание уроков развивающие упражнения и тренинги (практический материал) на различных предметах, системно подойти к проблеме развития обучающихся, сделать учебу легкой, результативной и интересной.

Технология «ИнтеллекТ» для младших школьников способствует:

- развитию интеллектуальных способностей;

- совершенствованию предметных тезаурусов (предметных понятий);

- формированию предпосылок для объективной самооценки.

Технология «ИнтеллекТ» для младших школьников реализуется через развитие:

- предметно-психических качеств;

- предметно-ориентированных речевых навыков

путём выполнения развивающих упражнений и тестов.

"Важно, чтобы ребенку было легко учиться, - считает автор образовательной технологии «ИнтеллекТ» Марат Александрович Зиганов. - Если ему легко - значит, интересно, ребенок не утомляется, уменьшается вероятность ухудшения здоровья и повышается вероятность формирования прочных знаний, умений и навыков. А легко учиться тому, у кого, наряду со всеми обычными качествами, есть еще и развитые интеллектуальные способности, которые нужны школе: память, внимание, мышление, воображение, чтение и пр. Причем интеллектуальные способности лучше развивать на материале всех школьных предметов".

Технология проектного обучения

В  современных  условиях  развития  образования  особенно  актуальным  становится  разработка  и  применение  тех  педагогических  технологий,  которые  позволяют  активизировать  самостоятельную  познавательную  деятельность  обучающихся  и   обеспечивают  подготовку  их  к  самостоятельной  постановке  и  решению  проблем,  а  также  к  самообразованию.

         Главной  задачей  методов  активизации  обучения  является  побуждение  всех  обучающихся  к  инициативности,  творческому  подходу  и  активной  позиции  в  процессе  любой  познавательной  деятельности.  При  этом  учебными  мотивами,  которые  используют  учителя,  могут  выступать:  профессиональный  интерес,  творческий  и  состязательный   характер  занятий,  игровой  подход,  различные  виды  эмоционального  воздействия.  Также особенностью  активных  подходов  являются  постоянное  взаимное  общение  между  обучающимися  и  учителями.

 Выделяются следующие пути активизации  обучения: это  исследовательская  деятельность, использование  технологии  проектной  деятельности,  методы  проблемного  обучения.  В  последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал  метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности обучающихся в какой-либо практической области.

Остановлюсь  на  некоторых  понятиях,  с  которыми  встречаемся  при  работе  по  данной  технологии.

1. «Метод  проектов» - это  «система  обучения,  при  которой  учащиеся  приобретают  знания  в  процессе  планирования  и  выполнения,  постепенно  усложняющихся  практических  заданий -  проектов» (Б.П.Есипов, З.И Равкин).

2. «Технологии  проектной  деятельности» («технология  метода  проектов») –  это  «вид  технологии  обучения,  реализующей  целостную  проектную  деятельность».

3. Под  проектной  деятельностью  понимают  учебно-познавательную  деятельность,  в  которой  предполагается  постановка  задач  (цели)  для  ее решения,  планирование,  выполнение  и  оценка   ее  результатов. Целью   этой  технологии  является   преобразование  близкой  ребенку  среды  через  приобретение  новых  знаний,  опыта  и  способов  деятельности.

Следовательно, понятия «технология проектного обучения», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.   

Цель  проектного  обучения  состоит  в  том,  чтобы  создать  условия, при  которых  обучающиеся:
•    самостоятельно   и  охотно  приобретают  недостающие   знания   из разных   источников;
•    учатся  пользоваться  приобретенными  знаниями  для   решения познавательных  и  практических  задач;
•    приобретают коммуникативные  умения, работая  в  различных  группах;
•    развивают у себя исследовательские умения (умение  выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
•    развивают системное мышление.

Для того, чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Также  в  проектной  деятельности, выделяют  следующие  этапы.
1. Наличие проблемы.  Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
2. Обязательное  планирование  действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае, не навязывает ученику своё видение решения задачи.
3. Поиск информации. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций  в  каждой  работе.

4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть  «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками.

Использование технологий проблемного обучения, «ИнтеллекТ», проектного обучения невозможно без информационно-коммуникационных технологий.

Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий.

         Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный ее вариант.

Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

 «Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

         Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

          Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

          Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

Совместное использование упомянутых технологий ведёт к системной работе на этапах:

- мотивации;

- исследования;

- структурирования и обмена информацией;

- рефлексии;

- постановки новых вопросов.

Таким образом, осуществляется идея системно - деятельностного подхода.

Меняется роль ученика. Ребёнок чётко понимает цель своей деятельности, разграничивает знания – незнания, успех – неуспех, оценивает свои результаты и видит способы корректирования ситуации.

Меняется и роль учителя. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора учебной деятельности, но не преподносит истину, а учит её находить.

Результатом системного использования технологий проблемного и проектного обучения,  технологии ИнтеллекТ, информационно-коммуникационных технологий  стало научное общество младших школьников «Совёнок», создателем и руководителем которого  я являюсь.

С момента зарождения  научного общества ребята  - полноправные участники процесса. Они создали эмблему и девиз будущего научного общества, выбрали их из множества предложенных вариантов путём тайного голосования.

Система работы научного общества «Совёнок» включает в себя два направления: проектная деятельность, результатом которой становятся научные слушания, и участие в предметных и метапредметных олимпиадах и конкурсах.

С каждым годом растёт число участников игровых предметных конкурсов и повышается уровень их результативности.

Возрастает количество участников школьного интеллектуального марафона.

 Каждый ребёнок может проявить свои способности и в Интеллектуальном марафоне и в научных слушаниях. Каждый может заработать свою сову, а победитель Интеллектуального марафона и научных слушаний одновременно – ЗОЛОТУЮ СОВУ.

Итоговым мероприятием  становится праздник «Интеллектуальные звёздочки». С какой гордостью идёт ученик по красной ковровой дорожке, чтобы получить заслуженную награду из рук уважаемых людей нашего края.

Работа обучающихся в научном обществе – это не только развитие  интеллектуальных способностей, но мощный воспитательный ресурс.

Во-первых, тало престижно получать знания.

Во-вторых, Интернет из «врага» превратился в помощника.

в-третьих, обучающийся получает возможность осознанно применить базовые и социальные нормы и ценности, разграничить для себя, что такое хорошо и что такое плохо.

Система всей моей работы реализуется в следующих направлениях:

- «Я – гражданин России»;

- «Веков связующая нить»;

- «Хочу всё знать»;

- «Творчество»

Данная система работы позволяет обучающимся достигать высоких результатов в разных направлениях деятельности. Результативность подтверждается наградами детей.

Эта система работы универсальна и возможно её использование не только в МБОУ «Гимназия №4» г. Курска, но и в любой городской и сельской школе.

Опыт моей работы распространён на разных уровнях. Здесь есть открытые уроки для учителей школ города и области, печатные работы, участие в семинарах и стажировочных площадках по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Остановлюсь подробнее на сотрудничестве с Ломоносовской школой  г. Москвы.

Впервые представители  научного общества «Совёнок» участвовали во Всероссийской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения. Война 1812 года: актуальные вопросы» и стали призёрами. Тема их научной работы была «Святая Курская земля и Отечественная война 1812 года». Ребята  заняли 2 место. Работа получила высокую оценку академика Российской Академии Образования Марата Александровича Зиганова.

Мы делимся своим опытом в рамках семинаров и стажировочных площадок. На одном из семинаров присутствовала  директор негосударственного предприятия «Ломоносовская школа – Зелёный Мыс» Новикова Наталья Михайловна.

В этом учебном году члены научного общества «Совёнок» принялиучастие в Международной олимпиаде ИнтеллекТ, проводимой Ломоносовской и  Президентской школами, школой «Максима» (г. Рига), и школой «21 век» (г.  Баку). Теплова Анастасия стала призёром этой олимпиады.

В середине 2011 - 2012 учебного года ученик моего класса уехал с родителями в Танзанию. Всё это время я веду дистанционное обучение, т.к. семья планирует возвратиться в августе 2013 года и продолжить обучение в нашем образовательном учреждении.

Хотелось бы ещё сказать о сотрудничестве с гимназией №3 имени кардинала Стефана Вышинського города Тчев (республика Польша).

На основе договора о сотрудничестве идёт работа по реализации совместных проектов в сфере образования, культуры и познания национальных ценностей российского и польского народов.

Таким образом, системное использование технологии проблемного обучения, технологии ИнтеллекТ, технологии проектного обучения и информационно-коммуникационных технологий даёт организационно-методический инструментарий и создаёт педагогические условия для раскрытия интеллектуального потенциала ребёнка.

Пилипчук Эмилия Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №4» г. Курск

Поиск в П.О.И.С.К.

Go to top
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!