Система подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку
(один из аспектов работы)
ЗИБОРОВА Е.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №4» города Курска
СЕЛИВАНОВА В.Е.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №4» города Курска
Современная российская школа пребывает в постоянном поиске концепции наиболее эффективного построения учебно-воспитательного процесса, в непрерывной апробации новых методов и форм работы с обучающимися, а также в активном создании и совершенствовании объективных средств оценивания образовательных результатов.
Однако при всём многообразии подходов, существующих в современной дидактике и приносящих свои несомненные результаты, мы должны уметь видеть и чётко формулировать проблемы, стоящие перед педагогическим сообществом.
Так, по данным статистики, достаточно высокий процент обучающихся, которые являлись выпускниками основной школы, в 2011-2012 учебном году выполнили задания на экзамене по русскому языку с трудом, допустив большое количество ошибок.
Среди множества разнообразных причин таких неутешительных результатов следует назвать и отсутствие чётко выработанного взгляда на подготовку к ГИА как постоянную, непрерывную работу.
В своей статье мы хотели раскрыть сущность лишь некоторых систематически внедряемых в современный урок форм работы по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку за курс основной школы, которые можно использовать в первую очередь при отработке типов заданий, вызвавших наибольшие затруднения у обучающихся 9 классов в 2011-2012 учебном году (задания по фонетике, лексике и фразеологии, орфографии, синтаксису и пунктуации).
При этом необходимым и оправданным в деятельности словесника является следующее:
- введение в ход каждого урока повторения изученных ранее тем;
- включение в изучение текущего учебного материала заданий, по форме и содержанию соответствующих экзаменационным;
- изменение форм контроля над знаниями и умениями обучающихся.
Подробнее остановимся на каждом из пунктов.
Поскольку программа курса «Русский язык» в 9 классе является достаточно насыщенной, а времени на обобщение материала в конце учебного года недостаточно, считаем целесообразным вводить элементы повторения на каждом уроке, внедрять упражнения, направленные на поиск заданных орфограмм и пунктограмм. Это позволит разнообразить учебный материал, сформировать грамотность обучающихся, а также будет способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости ребят, обеспечивая непрерывную работу по подготовке к ГИА (пример такого задания: 1) распределительный диктант по орфограмме «О-Е-Ё после шипящих и Ц», выполняемый в виде таблицы; 2) составление дидактических карточек обучающимися на основе выбранных из конкретного текста слов с орфограммой «Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц»).
Однако задача преподавателя значительно шире, чем введение простого повторения на уроках. Мы должны подготовить учащихся к пониманию самой технологии экзаменационной работы. В связи с этим полезным кажется изменение формы упражнений. Так, соединить деятельность девятиклассника по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию (а вместе с этим и подготовить к решению заданий ГИА) позволяет комплексная работа с текстом. Эта форма открывает широкие возможности: не только научиться определять тему и идею приведенного в экзаменационной работе отрывка, но и отрабатывать вызывающие затруднения орфограммы и пунктограммы (пример подобного задания представлен в приложении 2)
Прекрасным дополнением к уроку-закреплению определенной темы станет тестовая работа, обращение к которой позволит отработать навыки решения заданий подобного типа (пример такого задания: решение тематического теста «Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи»).
В связи с поставленными задачами должна быть пересмотрена форма контроля над уровнем знаний и умений девятиклассников. Здесь является необходимым мониторинг знаний обучающихся по каждой из тем повторения и фиксация преподавателем уровня овладения темой у отдельного ученика. В систему контроля уровня ЗУН предлагается включить зачётный лист ученика, составленный в соответствии с кодификатором ГИА. В нем перечисляются те разделы языка, по которым учитель планирует провести зачетную работу, чтобы определить уровень овладения обучающимися базовыми знаниями по данной теме (пример такого листа представлен в приложении 1). После проведения проверочной работы в мониторинговый лист выставляется отметка. Это позволит педагогу выстроить индивидуальную учебную траекторию для каждого обучающегося.
Индивидуальная траектория обучающегося предполагает:
- анализ зачётного листа обучающегося с целью выявления тех тем русского языка, которые вызывают у него определённые трудности в теоретическом усвоении и практическом применении;
- диагностику психолого-педагогических особенностей «проблемного» обучающегося, что необходимо для выбора наиболее приемлемых для данного ребёнка форм и методов педагогического воздействия;
- выработку системы работы по лучшему (продуктивному) усвоению выявленных тем с учётом психолого-педагогических особенностей обучающегося.
Поскольку наиболее трудными для изучения в 8-9 классах разделами языка являются синтаксис и пунктуация, считаем необходимым обратить внимание на некоторые формы работы по устранению ошибок в данной области.
В методике преподавания синтаксиса принято говорить о следующих приемах работы:
- подбор соотносительных конструкций, что помогает проследить закономерность в постановке знаков препинания в однотипных предложениях (пример такого задания: найдите в тексте предложения, соответствующие схеме [1 ], (2 ). Выполните полный синтаксический разбор, графически объясняя постановку знаков препинания
(1) Каждый язык – это целый мир. (2) Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. (3) Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (4) Язык каждого народа – это целый мир, полный прелести и волшебства. (5) Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. (6) На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. (7) Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.);
- трансформация предложений. Так, перевод простого предложения в сложное наглядно демонстрирует ученикам разницу между двумя видами синтаксических конструкций, формируя навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях (пример подобного задания: перестройте простое предложение в сложносочиненное: 1.Месяц светил в окно и заливал комнату своим холодным блеском. 2. Солнце поднялось и высушило росу);
- составление структурных и линейных схем предложения позволит разобраться в построении синтаксической единицы, увидеть грамматические основы и осложняющие предложение конструкции, что, в свою очередь, поможет избежать пунктуационных ошибок. Интересным и продуктивным в этом плане представляется прием графического диктанта, когда обучающиеся на слух определяют особенности строения предложений с близкими синтаксическими конструкциями и составляют их схемы (пример такого задания: составьте структурные схемы следующих СПП, объясните отсутствие запятой между придаточными, соотнесите отсутствие знака с уже известными вам пунктуационными правилами:
1. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг и что французы потеряли гораздо более нашего. 2. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством, словно прожили не пять дней а пять лет. 3. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса, я вижу, что все дно застлано живой, еще шевелящейся рыбой.
- выделение грамматической основы позволит избежать ошибок в разграничении простого и сложного предложения (пример такого задания: подчеркните грамматические основы предложений; графически объясните наличие или отсутствие запятой перед союзом И, составив схему одного из типов).
- синтаксический разбор предложения;
- пунктуационный разбор с графическим комментированием пунктограмм;
- наблюдение над функционированием предложений в текстах разных стилей.
Всё это развивает синтаксическую и пунктуационную зоркость обучающихся.
Однако следует помнить, что приведённые формы и приёмы работы могут дать положительный результат при условии их комплексного, систематического использования на уроках русского языка не только в 9-х, но и в 5-8 классах.
БИБЛИОГРАФИЯ
$11. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – М. : Просвещение, 2011 – 176 с.
$12. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С (модели сочинений). 10-11 классы: учебное пособие / Н.А.Сенина. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011. – 288 с.
$13. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы / Н.Г. Ткаченко. – М: Айрис-пресс, 2010. – 416 с.
П р и л о ж е н и е 1
Зачетный лист ученика 9 класса ______
____________________________________________
Зачетная работа |
Дата |
Отметка |
Подпись учителя |
|
|||
2. Лексика и фразеология |
|||
|
|||
|
|||
5.Грамматика. Синтаксис |
|||
5.1. Словосочетание |
|||
5.2. Полное и неполное предложение |
|||
5.3. Простое осложненное предложение |
|||
5.4. Сложное предложение |
|||
6. Орфография |
|||
6.1. Правописание гласных после шипящих и ц |
|||
6.2. Правописание ь и ъ |
|||
6.3. Правописание корней |
|||
6.4. Правописание приставок |
|||
6.5. Правописание суффиксов разных частей речи (кроме н/нн) |
|||
6.6. Правописание н/нн в разных частях речи |
|||
6.7. Правописание падежных и родовых окончаний |
|||
6.8. Правописание личных окончаний глаголов |
|||
6.9. Правописание суффиксов причастий |
|||
6.10. Правописание частицы НЕ с разными частями речи |
|||
6.11. Правописание отрицательных местоимений и наречий |
|||
6.12. Правописание частиц НЕ и НИ |
|||
6.13. Правописание служебных слов |
|||
6.14 Правописание словарных слов |
|||
6.15. Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи |
|||
|
|||
7.1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым |
|||
7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении |
|||
7.3. Знаки препинания при обособленных членах предложения |
|||
7.4. Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
|||
7.5. Знаки препинания в сложном предложении |
|||
8. Речь |
|||
8.1. Средства связи предложений в тексте |
|||
8.2. Стили и функциональные типы речи |
|||
|
|||
|
П р и л о ж е н и е 2
ТЕКСТ
(1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». (2) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3) Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность – именно от любви и преданности ему.
(13) Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь – главнее всего.
(16) Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17) Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.
(Ф.Искандер)
Задания:
1. Определите способ образования слова НАСЛАЖДЕНИЕ (предложение 1).
2. Определите способ образования слова БЕСКОНЕЧНО (предложение 14).
3. Укажите цифрой количество морфем в слове ЗАЯЧИЙ (предложение 7).
4. Из предложения 12 выпишите частицу.
5. Из предложения 1 выпишите относительное местоимение.
6. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
7. Определите количество грамматических основ в предложении 12.
8. Среди предложений 7–18 найдите предложение(я) с вводными словами. Укажите его(их) номер(а).
9. Найдите в тексте назывные предложения. Укажите их номера.
10. Среди предложений 1–12 найдите безличное(ые) или предложение(я), которое(ые) включает(ют) в себя безличное(ые). Укажите его (их) номер(а).
11. Найдите в тексте предложения с обособленным обстоятельством. Укажите их номера.
12. Среди предложений 1–15 найдите предложения с последовательным подчинением придаточных. Укажите их номера.