Цифровой журнал "Гимназический Педагогический Открытый Инновационный Сетевой Клуб"

Скачать  в формате .doc 

Программа элекктивного курса "Слово земли курской" 

для учащихся 10 –11 классов  филологического профиля

СЕЛИВАНОВА В.Е.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №4» города Курска

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные школьные программы не рассчитаны на углубленный анализ художественного произведения. Поэтому многие важные аспекты оказываются либо только намеченными, либо вообще упущенными. Как правило, внимание уделяется вопросам жанровой формы произведения и ее метаморфозам, образу рассказчика и лирического героя, характеристике портрета персонажа и т.д. Обращение к языку как произведения в целом, так и речи отдельных литературных героев используется преподавателями на уроках крайне редко. Между тем, ведение подобной работы необходимо как для подготовки к комплексному анализу текста, с которыми учащиеся столкнутся при написании ЕГЭ, выпускных и вступительных сочинений, так и для подготовки к дальнейшему обучению на филологических факультетах вузов.

Основная цель элективного курса «Слово земли Курской» – формирование навыков анализа литературного произведения на основе знаний по русскому языку и теории литературы, полученных в основной школе и углубляемых в профильных классах.

Поскольку предлагаемый курс является дополнением к основным – «Русский язык» и «Литература» – он выполняет общепредметные и специальные задачи. К специальным относится формирование языковой и лингвистической компетенции, а именно такого их аспекта, как умение анализировать тексты художественной литературы. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих практическихзадач: знакомство учащихся с особенностями языка художественной литературы, формирование представления о системном характере языка, его иерархическом строении в процессе анализа художественного текста; формирование умения характеризовать взаимосвязь единиц разного уровня.   К общепредметным задачам относятся: воспитание учащихся на лучших образцах творчества курских поэтов и прозаиков; развитие логического, аналитического и образного мышления; обучение школьников умению самостоятельно находить и анализировать языковые особенности, характеризующие идиостиль мастера слова.

Содержание занятий курса составляет изучение различных по форме и содержанию произведений, созданных на Курской земле. Поскольку в программе по литературе специально не отводятся часы на изучение творчества региональных представителей литературной «диаспоры», рекомендуемая программа станет хорошим дополнением к основному курсу и отличной подготовкой для учащихся, поступающих на филологические факультеты вузов.

Формы работы: лекции учителя; доклады учащихся; самостоятельный  и совместный с преподавателем анализ отдельных стихотворений и  фрагментов прозаических произведений; выполнение заданий, помогающих понять идейный смысл произведения, замысел автора, найти необходимые языковые и стилистические особенности языковой палитры произведения; организация и проведение литературной гостиной; посещение музея курских писателей; встреча с представителями «литературного» Курска. В лекциях учителя излагаются общетеоретические  вопросы, связанные с растолкованием сути филологического анализа, необходимости его овладения учащимися профильных классов; составляется примерный  план филологического анализа; на конкретных примерах объясняются основные правила и приемы сбора и рассмотрения языкового материала.

При этом основными «действующими лицами» в курсе должны быть учащиеся. Их самостоятельность, предусмотренная самой формой электива, предполагает  выбор объекта изучения (идиостиль какого поэта/писателя Курского края они будут изучать); формы отчетной работы; литературы, необходимой для подготовки собственного исследования.

В процессе работы предусмотрен промежуточный контроль успеваемости. Он может проходить в форме собеседования с преподавателем по возникающим вопросам, отчета (устного/письменного) о проделанной работе, сообщения (устного/письменного) по собранному и проанализированному материалу.

Итоговый контроль предполагает написание и защиту не менее двух работ по выбранным учащимися темам. Причем, одна работа, обладающая в большей мере творческим характером, предполагает взаимодействие нескольких учеников в группе (количество участников обговаривается с преподавателем). Приведем наиболее приемлемые для данного этапа варианты работ:

2) подготовка видеоряда, включающего либо отдельное произведение малой формы и подобранное к нему музыкальное и видео-сопровождение, либо выдержки из крупного прозаического произведения;

4) написание стилизации или пародии на произведение.

Вторая работа предполагает индивидуальную исследовательскую деятельность. Здесь мы рекомендуем написание реферата, посвященного филологическому анализу фрагмента, либо целого прозаического произведения или цикла (если речь идет о стихотворениях).  На итоговом занятии проводится конференция с демонстрацией творческих и исследовательских работ.

Поскольку одной из задач курса является помощь в самоопределении учащегося, в выборе будущей профессии, считаем необходимым проведение мониторинга. Рекомендуемой формой традиционно является тестирование, направленное на выявление уровня заинтересованности учащихся в предложенной им тематике курса, пожеланий в отборе материала, определении наиболее привлекательных форм работы и т.д.

Использование средств обучения. Следует широко применять имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, связанных со спецификой курса: портреты курских поэтов и писателей, их произведения, репродукции картин, которые станут подсказками при раскрытии отдельных тем, учебные плакаты по русскому языку, отражающие его системный характер. В качестве основного пособия, определяющего круг изучаемых тем, нами предложено следующее: «Связь времен. Поэтическое слово земли Курской: Литература, учебное пособие / Под общей ред. В.А. Ачкасова. – Курск : Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002. – 413 с.

Применение программы в процессе работы. Программа определяет знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимающиеся в рамках элективного курса. Однако разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая подготовленность учеников и их интересы, учитель сам распределяет время на темы. В приложении 1 дается примерное распределение времени на темы. Учитель может воспользоваться им, но желательно самостоятельное распределение часов в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Курс рассчитан на 17 часов (один час в неделю).

 

Скачать программу элективного курса полностью в формате .doc 

Поиск в П.О.И.С.К.

Go to top
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com