Цифровой журнал "Гимназический Педагогический Открытый Инновационный Сетевой Клуб"

Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма

(методические рекомендации)

Золотарева Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №4» города Курска

Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют делать различные разборы, но не умеют грамотно писать. Таким ученикам рекомендуем вдумчивое ежедневное чтение вслух и переписывание по нескольку абзацев с последующей самопроверкой. Как правило, интерес к учебному предмету «русский язык» у ребят либо снижен, либо отсутствует вовсе. Нередко ученики и их родители не верят в возможность повышения грамотности. Как пробудить интерес к этому предмету и веру в свои силы в каждом ученике?

Методические советы

Принимая в начале учебного года новый класс, целесообразно выявить наиболее слабых учеников, чтобы проводить с ними индивидуальную работу. В тетради учета успеваемости на отдельной странице записываются фамилии этих ребят, затем их первые ошибки. После каждой письменной работы записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех же словах (они подчеркиваются).

Главное в словарно-орфографической работе – выработка орфографической зоркости.

Известно, что некоторые ученики не умеют списывать и допускают ошибки даже в тех словах, в которых нет пропущенных букв. Поэтому советуем проводить контрольное списывание, предупредив учеников, что за одну ошибку при списывании будет ставиться неудовлетворительная оценка. Постепенно ребята становятся более внимательными.

Помогают формировать навык грамотного письма различные виды работ: орфографический, словарный, выборочный, объяснительный, распределительный диктанты, использование перфокарт, сигнальных карточек, дидактических игр.

Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть уже пятиклассники, является умение обосновывать правильное написание слов и расстановку знаков препинания. Поэтому в любой письменной работе ученики выделяют, показывают орфограммы, а в устных работах обязательно их называют. Например, в слове далекий в корне безударная гласная, проверяемая ударением, – даль. В этом случае очень помогает справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней ученики должны научиться пользоваться.

На каждом уроке проводится разнообразная словарно-орфографическая работа. Например, «По следам ошибок», когда двое-трое учеников поочередно получают задание написать слова, в которых ранее были допущены ошибки; работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; словарные диктанты.

В словарные диктанты включаем слова, над которыми класс уже работал. В тетради учета заводится страница, где указываются дата, вид письменной работы и слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Это помогает увидеть, над какими ошибками мы продолжаем работать, какие новые слова еще не усвоены.

Если ученик получает за словарный диктант «2», то он через несколько дней переписывает его. Оценку при этом можно на балл снизить. Если ученик не готовился к работе повторно – значит, двойка остается, но на уроках с ним работаем индивидуально, подключаем к работе «По следам ошибок».

Работа с текстом

Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно или при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Другое задание: учитель в тексте сам подчеркивает слова и просит объяснить орфограммы, разобрать по составу отмеченные слова, а выделенные предложения – по членам.

Работа по карточкам

Очень результативна работа по карточкам, на которых даны несколько картинок с изображением предметов, явлений, действий, называемых словами с трудными орфограммами. Получив такую карточку-задание, ученик записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Оценки за эти ответы обычно бывают положительные.

Ниже приводятся примерные наборы слов для карточек-картинок.

1. Скворечник, корова, ученица, мыши, снегирь, снежинки.
2. Арбуз, лыжи, следы, ученики, цыпленок.
3. Сова, машина, трамвай, гриб, деревья, синичка.
4. Солнце, собака, заяц, петух, щетки.

Следует ответить на вопрос: на какие правила эти слова?

Наряду с карточками, включающими тексты и задания, можно пользоваться карточками, которые содержат только задание. Его можно написать на доске, если работает весь класс. В качестве текста в таком случае можно использовать указанный учителем текст из учебника или из художественного произведения.

Например, на доске начерчена таблица, в которую ребята вписывают слова из рассказа И.Тургенева «Муму» от слов ...но вот Герасима привезли в Москву... до ...как недоумевает. Или: Дела у него было немного... до И надо сказать...

Задание (на доске). Выпишите из указанного текста слова со следующими орфограммами.

 Работа с линокартами

Одним из вариантов проверки усвоения правил правописания может быть работа с линокартами. Например, закончено изучение правописания падежных окончаний существительных. После закрепления материала на одном из уроков ученики получают заранее заготовленные линокарты, на которых указаны и фамилия, и класс. Учитель диктует словосочетания или предложения, из которых ученики выбирают только существительные в предложном, родительном и дательном падежах, определяют их склонение, указывают окончание.

1. На городском стадионе.
2. Много интересного о жизни животных.
3. Остановиться у калитки.
4. Прибежали к площади.
5. Орешник у лесной сторожки.
6. Встреча в аллее.
7. Привыкать к опасности.
8. Слезы от радости.

Такие работы легко проверить. Берется половина карточек, сверху накладывается та, которая выполнена правильно, и на ней шилом прокалываются все крестики, отмечающие правильный ответ. Таким образом можно быстро определить тех, кто не усвоил материал, и подключить их к индивидуальной работе.

5-й класс

Разумеется, задания могут быть разными: определить спряжение и правописание в личных окончаниях глаголов, определить падежные окончания прилагательных, правописание ь после шипящих и др.

Предлагаем еще один вариант работы над ошибками. Такое задание можно дать ученику на уроке, а можно для работы дома.

1. Найдите и объясните ошибки в словах с безударными гласными.
2. Найдите ошибку в тексте на правописание предлогов, найдите еще 2–3 примера в тексте.
3. Как пишется не с глаголами? Найдите ошибку в тексте.

В работе над ошибками очень помогают уроки «Радионяни». На уроке ученики не просто слушают пластинку, до начала прослушивания они получают задание.

Система словарных диктантов

Один из путей формирования грамотности – номерные контрольные словарные диктанты. Сколько тем, столько и диктантов. В словарный диктант № 1 включаются слова из экзаменационных и контрольных работ за предыдущий год. В диктант № 2 войдут, кроме новых, те слова из предыдущего диктанта, в которых было допущено больше всего ошибок. Иногда трудные слова путешествуют из диктанта в диктант довольно долго, пока все ученики овладеют их правильным написанием. Текст очередного словарного диктанта вывешивается на стенде в самом начале изучения темы. Все слова из диктанта используются в творческих работах, тренировочных упражнениях, на дополнительных заданиях. В конце изучения темы листок со стенда снимается и слова диктуются в другом порядке.

Большое внимание надо уделять работе со словами с непроверяемыми написаниями.

Такие слова каждый урок включаем в словарные и орфографические диктанты, даем задания на конструирование предложений и словосочетаний с ними.

Начиная с 7-го класса ученики ведут толковые словарики, где записывается лексическое значение трудных слов общественно-политической тематики. Можно семиклассникам предложить зачет по толковому словарю. Они должны показать знание значения слова и умение его употреблять.

Как проводить работу над ошибками

Работа проводится в три этапа.

1-й этап – анализ ошибок в тетради с использованием таблицы. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записывает слово с графическими выделениями и три примера на эту орфограмму.

Анализируя пунктуационные ошибки, ученики не составляют таблицы, а записывают предложение или часть его и графически обозначают пунктограмму, строят схемы.

2-й этап – работа с орфографическим дневником – отдельной тетрадью. В ней фиксируются все слова, в которых были допущены ошибки в течение учебного года. В этом своеобразном дневнике указываются дата, вид работы, слова с графическим обозначением орфограммы.

3-й этап – контрольный, зачет по работе над ошибками. Учитель диктует по 20–25 слов из орфографического дневника, а ученик записывает их на карточку. Карточка оформляется таким образом: слова пишутся через запятую, обязательно графическое обозначение нужной орфограммы. На обратной стороне карточки указывается фамилия ученика, за какую четверть проведен зачет.

Карточки распределяются по индивидуальным конвертам, на которых указываются номер орфограммы и зачетные оценки по четвертям.

В конце четверти орфографические дневники просматриваются и ставятся оценки.

Можно изготовить эмблемы: «За хорошую работу над ошибками», «За лучший орфографический дневник».

Линейный самоконтроль

По наблюдениям учителей орфографические ошибки неравномерно распределяются в предложении: в последнем и предпоследнем словах предложения (28–39%), в той части двусоставного предложения, которая начинается со второго, правого главного члена (50–65%), в словах-сказуемых (28–41%), в группе сказуемого (79–81%) – по отношению ко всем ошибкам, допускаемым учениками среднего звена в сочинениях, изложениях, диктантах. Полученные данные о характере линейного распределения ошибочных написаний в тексте позволяют составить инструкцию для самоконтроля.

Инструкция

1. Записав предложение, проверьте, нет ли орфографических ошибок:

а) в словах-сказуемых;
б) в словах, относящихся к сказуемым;
в) в последнем и предпоследнем словах простого предложения (в том числе части сложного);
г) в словах, расположенных в той части простого предложения, которая начинается со второго, правого главного члена.

2. Каждое предложение читайте дважды, не только слева направо (от первого слова к последнему), но и справа налево (от последнего слова к первому).

3. Прежде чем исправить обнаруженную орфографическую ошибку, подумайте. Не совершайте новых ошибок. Не исправляйте правильно написанное.

Второй пункт этой инструкции, оформляемый в виде плаката, нуждается в комментариях. Идея читать предложение таким образом – от последнего слова к первому – с целью поиска ошибочных написаний возникает в связи с концентрацией ошибок в правой части предложения. Проверяющий свой текст хорошо помнит, поэтому контролирует не то, что написано, а скорее угадывает продолжение и не замечает самых простых ошибок. Попробуем читать от конца к началу, чтобы, обессмыслив целое, все внимание направить на детали. Современные психологи признают, что контроль «по смыслу» и контроль «по написанию» – это разные виды контроля. Но линейный орфографический самоконтроль должен опираться на прочные и систематические знания синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложений.

Поиск в П.О.И.С.К.

Go to top
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com