Цифровой журнал "Гимназический Педагогический Открытый Инновационный Сетевой Клуб"

Скачать  в формате .doc  

Развитие творческого потенциала подростков

на уроках и во внеклассной работе по литературе (один из аспектов работы)

Самсонова Кристина Леонидовна, 

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №4» города Курска

 

  Сегодня в психологической и педагогической науках накоплен достаточный объем знаний по проблеме развития творческого потенциала подростка. Выделяется несколько подходов к пониманию  сущности творческого потенциала: интегративное личностное свойство; синтетическое качество; совокупность реальных возможностей, умений и навыков; характерное свойство индивида; специфическое качество; развитое чувство нового, система знаний и т.д.  

Общим для всех существующих подходов в понимании сущности  творческого потенциала является создание личностью чего-либо нового, уникального, проявление оригинальности и  гибкости мышления.

Особенное: творческий потенциал выступает в качестве интегральной целостности природных и социальных сил человека, отражает комплекс способностей интеллекта, свойств креативности и личностных проявлений. 

Единичное: творческий потенциал выступает в качестве предпосылки для саморазвития человека. Он представляет собой наличную совокупность готовности, возможности и способности личности осуществлять деятельность, цель которой заключается в выражении своей «самости». Творческий потенциал выступает в качестве предпосылки деятельности творческого характера.

В данной работе мы принимаем определение, научно обоснованное Т.Г. Браже и Ю. Н. Кулюткиным, которые рассматривают творческий потенциал личности как развитое чувство нового, открытость всему новому, как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется  деятельность человека. Это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности.

Творческая деятельность ученика-подростка не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности подростка во многом зависит от умения педагогов организовывать эту деятельность. Главным педагогическим требованием к организации творческой деятельности школьников является учет возрастных особенностей учащихся. Кроме того, исходя из гуманистической парадигмы, современное обучение и воспитание ориентируются на формирование личности школьника, как индивидуальности, что становится  возможным только в рамках целостного педагогического процесса. Данный подход требует выделения особенностей, принципов и условий развития творческого потенциала подростка.        Выделим особенности развития творческого потенциала подростка на уроках и во внеклассной работе  по литературе. Это:

- возрастные особенности подростков;

- специфика изучаемого предмета, его творческая направленность;

Развитию творческого потенциала на уроках литературы способствует использование разнообразных новых форм и приемов преподавания данного предмета: урок-путешествие, рассказы об ожившем предмете, придумывание собственных загадок, сочинение сказок и продолжений к незаконченным произведениям, прием «вживания в героя», инсценировки, прием «собирания рассыпанных пословиц», метод смыслового, образного и символического видения, метод образной картины, метод придумывания, метод гиперболизации и т.д. Кроме того, уроки по изучению русской литературы предоставляют возможность учителю повлиять на моральный «кодекс» подростка, потому что именно здесь хранится самое ценное из всех культурных достижений народа.

Рассмотренные нами особенности развития творческого потенциала подростков при изучении литературы составляют теоретическую основу процесса обучения. Особенности находят свое практическое применение через  реализацию системы принципов обучения подростков. Рассмотрим ряд общих принципов, на которых строится обучение, направленное на развитие творческого потенциала подростков:

- принцип опережающего обучения;

- принцип субъектности ребенка в учебном процессе;

- принцип системности и последовательности;

- принцип личной активности;

- принцип диалогичности;

- принцип оптимизации;

- принцип проблемности обучения;

- принцип доступности;

- междисциплинарность содержания;

- насыщенность содержания обучения.

Однако стоит заметить, что реализация указанных выше принципов невозможна без создания определенных условий в образовательном пространстве. Таким образом, в современном образованиина передний план выходит проблема создания условий развития и саморазвития личности подростка. Для решения этой задачи, например на уроках, а также во внеурочной работе по литературе, необходимо, с нашей точки зрения, создавать психолого-педагогические условия, направленные на развитие творческого потенциала школьника.

Выделим основные психолого-педагогические условия, на основании которых следует строить обучение для  развития творческого потенциала  подростка на уроках и во внеклассной работе по литературе:

1) соблюдение принципов развивающего и проблемного обучения;

2) создание ситуаций незавершенности или открытости;

3) создание психологически комфортной развивающей среды;

4) творческий стиль обучения и творческая личность учителя (особенности Я-концепции творческой личности);

5) непрерывность творческого процесса.

Таким образом, совокупность особенностей, принципов и условий, представленных выше позволила нам создать модель развития и реализации творческого потенциала на уроках и во внеклассной работе по литературе.

Таблица 1

Структурно-динамическая модель развития творческого потенциала подростка на уроке и во внеклассной работе по литературе

Компоненты

Содержание компонентов

Цель

Подготовить  учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины в литературном произведении.

Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятельностью учащихся

Выступает в качестве организатора поискового процесса. Творческий стиль обучения. Ориентация на личность в педагогическом процессе. Поощряется и поддержива­ется инициатива учащихся.

Профессиональная установка педагога

Открытость. Ориентация на помощь учащимся и совместную деятельность. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка инициативы и творчества.

 

Методы обучения

Методы активного обучения: проблемное изложение материала, исследовательский метод, рефлексивные методы.

Формы учебного взаимодействия и отношений субъектов обучения

Ученик выступает как субъект на уроке и во внеклассной деятельности. Работа в группах и индивидуально. Учащиеся осваивают разные роли: партнера, руководителя, помощника учителя.

Сотрудничество вытесняет соперничество. Противостояние изживается солидарностью. Учащиеся находятся в активной позиции.

Формы организации учебного процесса: экскурсии, конференции, практические занятия, научные общества, факультативные занятия, предметные кружки, диспуты, студии и т. д. Используются нетрадиционные типы уроков (путешествие, исследование, размышление и т. д.)

В этом случае организация  учебного процесса планируется как исследовательская деятельность с использованием проблемных ситуаций, выбора вариантов решения проблемы, где применяются гибкие модели организации учебного процесса [Чаплыгина 2003: 158].

Кроме того, указываются технологии, методы, средства, используемые при изучении той или иной темы, а также определяются формы уроков.

Как утверждают ученые, на уроках и во внеклассной работе по литературе наиболее эффективными являются следующие формы организации обучения:

- урок – основная форма обучения в школе;

- урок словесного творчества (по А.В. Хуторскому)

- лекция;

- семинар – практическое занятие всей учебной группы;

- учебная экскурсия в музей, на выставку и т.д.;

- групповые или индивидуальные консультации с учителем по отдельным учебным темам или вопросам;

- диспут – коллективное обсуждение актуальных проблем;

- факультативные занятия;

- формы внеклассной, внеаудиторной работы (предметные кружки, студии и т.д.) [Пидкасистый 2007: 211-213].

Для реализации задач развития творческого потенциала подростков необходимо  не только использовать разнообразные формы организации процесса обучения, но также включать в учебное занятие специальные развивающие средства.

Кроме того, для развития творческого потенциала школьников  также необходимо сделать их активными участниками приобретения новых знаний, формирования умений и навыков самостоятельной работы, самооценки творческого потенциала в ходе образовательного процесса.

Список используемой литературы

1.  Гуськова Е.А. Психологические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза:дис. . канд. пед. наук/ Гуськова Екатерина Александровна; БГУ .-Белгород,2006. - 212с.

2. Педагогика: учебное пособие/под. Ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. –430 с.

3. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. – 2001. - №1. – С. 4-10.

4. Чаплыгина О.В. Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (на примере изучения иностранного языка): дис. канд. пед. наук/ Чаплыгина Ольга Владимировна; КГУ. – Курск, 2003. 158с.

Скачать  в формате .doc 

Поиск в П.О.И.С.К.

Go to top
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com