ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ /> Борзенкова И.А. Новейшие тенденции преподавания географии с учетом основных направлений развития инновационного образовательного учреждения

 

  Цифровой журнал "Гимназический Педагогический Открытый Инновационный Сетевой Клуб"

Новейшие тенденции преподавания географии с учетом основных направлений развития инновационного образовательного учреждения

Ирина Александровна Борзенкова,

учитель географии.

За последние десятилетия в преподавании географии накоплено множество традиционных форм и методов обучения, целесообразность их применения по-прежнему актуальна. В современных условиях педагогическое образование призвано быть гибким и систематически обновляться. Внедрение новых информационных технологий в преподавание учебных предметов является одним из приоритетных направлений инновационного образовательного учреждения МОУ «Гимназия №4». Оптимальное сочетание компьютерных программ с традиционными средствами и формами обучения является одним из важных принципов их применения.

Активное внедрение компьютерных технологий в школьную географию ставит перед современным учителем задачу совершенствования его профессиональной и методической подготовки. Преподавание географии посредством компьютерных технологий имеет ряд преимуществ. С одной стороны, обучение в сочетании с аудиовизуальными средствами повышает положительную мотивацию учащихся к учению, с другой, активизирует их познавательную деятельность, развивает творческие способности, создает возможность доступа к современной учебной информации. С этой точки зрения компьютерные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

Внедрение компьютерных технологий в практике преподавания географии активно осуществлялось на уроках изучения нового материала по темам: «Население мира. Расовый состав», «Природные зоны Северной Америки». На уроках обобщающего повторения использование мультимедийной техники представляется целесообразным по закреплению пройденного материала, например, в курсе «Природа России» по теме: «Внутренние воды. Реки и озера». Компьютерные технологии рассматриваются как эффективное средство обучения, направленное на повышение эффективности самостоятельной работы, например, при выполнении практических и тестовых заданий в начальном курсе географии в 6 классе.

В современных условиях образовательного процесса необходимо постоянное обновление материально-технической базы кабинета географии. За годы преподавания накоплен набор электронных средств обучения, которые обеспечивают условия совершенствования профессионального мастерства учителя и эффективности учебной деятельности школьников. Учебными электронными мультимедиаизданиями являются электронные учебники на компакт дисках, предназначенные для преподавания курса географии, библиотека электронных наглядных пособий по географии и учебные издания, предназначенные для поддержания прикладного программного обеспечения «Использование Microsoft Office в школе», электронные таблицы Excel для построения картограмм по статистическим данным.

Мультимедиа-учебники обеспечивают прежде всего информационную функцию, направлены на усвоение школьниками содержания учебного программного минимума. Кроме базового материала предусмотрены возможности для углубленного изучения географии, с этой целью предполагается использование справочного раздела, осуществление выхода в Интернет, позволяющего работать в режиме дистанционного обучения. Важной функцией учебников является также организация самостоятельной учебной деятельности: учащиеся имеют возможность приобретать знания и проверять их с помощью заданий разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые).

Ценным дидактическим материалом стала библиотека электронных наглядных пособий по географии для 6-10 классов – это издание на компакт-диске, включающее в себя слайды с фотографиями конкретных географических объектов с текстовыми комментариями (например, фото айсберга, вулкана); слайды со схемами, диаграммами, таблицами, отображающими строение географических объектов и сущность географических явлений; видеоролики процессов и явлений; анимации моделирования географических явлений с текстовыми комментариями.

В целях повышения эффективности образовательного процесса приобретены интерактивные карты, которые характеризуются как новый тип средств обучения географии. Такие пособия позволяют наглядно представить уменьшенную земную поверхность, с одной стороны, а с другой, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам, – возможность изменения содержания карты.

Кроме того, внедрение в практику информационных технологий обучения осуществляется и проектной деятельностью. Метод проектов позволяет ограниченно интегрировать знания из разных областей и применять их на практике в реализации исследовательской работы по разным темам. Учебный предмет география в этом отношении уникален, позволяет соединить научные сведения с другими дисциплинами с целью формирования представлений об изучаемых географических процессах и явлениях и одновременным воспитанием, например экологической культуры.

Так, в рамках работы научного общества «Эрудит» учащимися подготовлен интегрированный (химия-география) творческий проект на тему: «Загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями и автотранспортом Курской области». В ходе функционирования географического кружка рассмотрено множество экологических проблем Курской области, но, безусловно, главной из них является региональное загрязнение атмосферы.

С целью детальной разработки творческого проекта четко определилось направление исследования и составлен план-проспект по его реализации. На подготовительном этапе были проработаны многочисленные литературные источники, статистические материалы и ресурсы сети Интернет. Полученная информация тщательно систематизировалась согласно запланированным вопросам, дальнейшая обработка материала была реализована в форме отчетного материала – презентации. Содержательная теоретическая составляющая проекта дополнена картосхемами по загрязнению атмосферного воздуха Курской области, включала фотоматериалы по источникам антропогенных воздействий на воздушную среду, а также таблицы с данными объемов вредных загрязняющих веществ, химической их характеристикой и влиянием на здоровье человека. Кроме того, творческий отчет сопровождался авторскими схемами, отражающими природоохранные мероприятия и рекомендации по оптимизации состояния атмосферного воздуха. Представление проекта состоялось на итоговом заседании научного общества, творческая презентация демонстрировалась учащимся и учителям химии образовательных учреждений города Курска.

Таким образом, новейшие тенденции преподавания направлены на повышение качества знаний современных школьников, способствуют расширению географической сферы их познавательной деятельности, обеспечивают  активизацию творческого процесса в обучении географии. С этих позиций необходимость внедрения компьютерных технологий в практику преподавания очевидна.

Поиск в П.О.И.С.К.

Go to top
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!