меню

  Логопедическая служба гимназии

Цели и задачи/ Компоненты логопедического сопровождения/ Направления работы логопеда гимназии

 

Презентация нового логопедического кабинета на открытии корпуса начальной школы

Логопедическая служба гимназии  ориентируется на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.


Источник: http://service-joomla.ru/plagini/item/61-sigplus-image-gallery.html

Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка.

Целью логопедического сопровождения является коррекция и развитие устной и письменной речи.

В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач:

1. Провести логопедическую диагностику:

  • своевременно выявить речевые нарушения;
  • предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными речевыми нарушениями;
  • определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи    детей-логопатов:

  • исправитьдефектное звукопроизношение,
  • сформировать звукослоговую структуру слова,
  • развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)

3.Сформировать лексический компонент речи:

  • уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы.
  • сформировать семантическую структуру слов;
  • развить лексическую системность и семантические поля.
  • закрепить парадигматические и синтагматические связи слов;
  • сформировать парадигму словообразования;
  • закрепить учебную лингвистическую терминологию;
  • избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

Расширение словарного запаса рекомендуем осуществлять тематически с использованием разных частей речи.

4. Сформировать грамматическую сторону речи обучающихся:

  • устранить имеющиеся аграмматизмы;
  • закрепить категориальное значение различных частей речи;     
  • отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;
  • уточнить грамматическое значение слов;
  • сформировать грамматические и морфологические обобщения;
  • сформировать парадигму словообразования;
  • развить морфемный и морфологический анализ.

5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

  • сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
  • расширить фразу до необходимого объёма;
  • развить навык построения связного речевого высказывания,   смыслового программирования.

6.Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.

7. Скоррегировать проявления заикания, развить просодический компонент речи.

8.Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

  • мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации и сериации на основе различных лингвистических критериев);
  • сукцессивный анализ и синтез;
  • свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;
  • зрительную и речеслуховую память;
  • временные и пространственные представления;
  • мелкую моторику;
  • динамическую организацию двигательного акта;
  • сенсомоторные взаимодействия;
  • межполушарное взаимодействие.

9.Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

  • Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.

Для достижения эмоционального комфорта необходимо  положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически   поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.

Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Используется приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений. В работе детьми  применяются игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы, «нелепые» картинки.

Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с логопедом деятельности. С этой целью активно используется прием нейролингвистического программирования.

10.Сформировать произвольную сферу через действия:

  • целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.

11.Элиминировать эмоциональные расстройства:

  • проявления неуверенности, тревожности, фрустрации.

12.Формирование коммуникативных умений и навыков:

  • самостоятельно планировать речевое высказывание;
  • точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
  • диалогические и монологические высказывания;
  • умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).
  • совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;
  • отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  • воспитание толерантности, культуры речевого общения.

13.Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.

Направления логопедического сопровождения:

1. Диагностическое.

К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности школьных логопедов:

- обследование речи учащихся начальных классов с целью          комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.

В первых классах проводится  двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников. Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

2.Коррекционно - развивающее.

К коррекционно-развивающему направлению относятся:

  • индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
  • работа в составе школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
  • проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся, обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии, подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом, социальным педагогом, учителем.

3.Методическое. Повышение профессиональной компетентности.

К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

  • консультирование педагогических работников;
  • консультирование родителей;
  • выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, районных методических объединениях учителей – логопедов;
  • проведение открытых логопедических занятий;
  • выступления на родительских собраниях;
  • работа по теме самообразования;
  • совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно-развивающей программы, при необходимости внесение коррективов в программу,    отслеживания динамики развития детей-логопатов);
  • осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;
  • пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

Обозначенные в рамках новых стандартов цель, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

Go to top
JSN Boot template designed by JoomlaShine.com