Внеклассное занятие «Знаки препинания в музыке»
(2 класс) с применением информационно-коммуникационных технологий

Людмила Валерьевна Власова,

учитель музыки, педагог дополнительного образования.

Цель занятия: Сформировать представление у учащихся о паузе, как средстве музыкальной выразительности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная программа «Музыкальный класс»,мультимедийное приложение к методическому пособию «Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы».

Учитель. Известно, что нельзя сочинить музыку, которая вся состояла бы только из звуков, одинаковых по продолжительности. Например, только из коротких звуков или только из длинных. В каждой мелодии обязательно должны быть звуки и длинные, и короткие. Убедимся в этом. Прохлопайте со мной вместе ритмический рисунок песни «Во поле береза стояла». (Выполняется задание)

- Расскажите, где в этой мелодии были короткие звуки, а где длинные. Еще раз вместе прохлопаем ее ритм. «Во по-ле бе-ре-е-за стоя-я-я-ла» - сначала в этой фразе идут звуки короткие, а в конце - два звука длинных, продолжительных. Почти такое построение и во второй фразе. А вот третья строчка - «Лю-ли, лю-ли, стояла» - еще и начинается с длинного звука, и в ее конце также идут звуки длинные.

- Как вы думайте, что стало бы с этой песней, если бы все звуки были только длинными,  или только короткими? (Ответы учащихся)

- Таким образом, вы закрепили свои знания о том, что любая мелодия обязательно сочетает в себе звуки, разные по своей длительности. Вот такое сочетание длинных и коротких звуков, для каждой мелодии - разное, называется ритмом.

«Ритмический диктант»

- Кто хочет побыть в роли педагога и прохлопать свой музыкальный ритм, чтобы весь класс его повторил?

(Ребята поочередно выступают в роли учителя музыки, демон­стрируя свои ритмические рисунки).

- Когда вы выполняли задание с длинными и короткими звуками, вы наверняка заметили, что в наших ритмических рисунках были паузы – знаки молчания.

- Что было бы с ритмическим рисунком, если бы эти паузы отсутствовали?

- Как вы думайте, где еще мы можем услышать паузы?

(Ответы учащихся)

- Вам предложено прочитать предложение, выписанное на доске: «Предложениеэтосочетаниесловилислововыражающеезаконченнуюмысль». Прочитайте его. А теперь прочитайте это же предложение еще раз: «Предложение – это сочетание слов или слово, выражающее законченную мысль».

- Теперь предложение читать гораздо легче. Во-первых, потому, что слова записаны раздельно. Во-вторых, потому, что знаки препинания (запятые и тире) помогают выбрать правильную интонацию, вовремя взять дыхание.

- А что такое предложение в музыке и как вы думайте как выглядят запятые и тире на нотном стане?

- В музыке тоже существуют свои «знаки препинания» - это паузы.

В этой части мероприятия используется программа «Музыкальный класс». Программа дает подробное описание различных типов музыкальных инструментов (старинных, классических, современных), а также позволяет услышать их звучание. Вместе с тем можно почерпнуть много интересных и необходимых знаний по теории музыки: узнать о том, что такое гармония, интервал, мелодия, нота, тон и т.д.; получить представление о различных музыкальных стилях и жанрах (джаз, самба, полька, вальс, рок,  популярная музыка, техно, рэп). А можно попробовать себя в качестве певца – выбрав песню из предлагаемого  перечня, исполнить ее под фонограмму, записать  на компьютер и прослушать результат.

 

Во время объясне6ния нового материала на экране появляется обрисовки-символы.

Пауза – перерыв в звучании музыки на время, точно обозначенное в нотах. Паузы, как и ноты, имеют различные длительности и изображаются так:

 

 
   

 

                   Целая. Пауза равная целой ноте ().

 

 
   

 

                   Половинная. Пауза равная половинной ноте ().

                   Четвертная. Пауза равная четвертной ноте().

                            Восьмая. Пауза равная восьмой ноте ( ).

Шестнадцатая. Пауза равная шестнадцатой ноте ().

Длительность паузы можно увеличить с помощью точки вполовину ее длительности.

             —                                —

Для закрепления нового материала учащимся также предлагается обратиться к программе «Музыкальный класс»:

 

В разделе «Теория музыки», второклассникам  предлагается выполнить несколько упражнений.

Упражнение №1.

На экране представлена запись мелодии на нотном стане. Необходимо найти в записи затакт, четвертную паузу, восьмую паузу, половинную длительность и ноту с точкой.

Упражнение №2.

Определить из каких длительностей состоит нота с точкой и пауза с точкой.

 

Игра «Крестики-нолики».

После того как ученики справились с упражнениями им предлагается разделиться на три команды. (Данная игра также находиться в программе «Музыкальный класс»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение № 1.

Задача правильно определить инструмент, исполнителей, длительности ноты  и паузы, дать точное название ансамблей по их количеству в одном составе, музыкальные ключи.

 

    Упражнение № 2, № 3.

Задача правильно определить длительности нот и пауз.

- Сегодня на занятии вы познакомились с новым термином «пауза» - знаком препинания в музыке, знаком молчания. Также в процессе решения упражнений вспомнили, что такое соло, дуэт, трио, квартет.

- И вы с легкостью, глядя на это фото, скажете, как называется этот ансамбль?

 

Волгоградский муниципальный струнный квартет «Волгоград-квартет»

Учитель. Посмотрите, как сидят музыканты. Стулья стоят полукругом, чтобы исполнители друг друга хорошо видели и слышали. Иногда знак к началу произведения дает первая скрипка, но чаще музыканты даже делают вместе вдох и начинают играть.  Первая и вторая скрипка ведут мелодию, альт ее украшает, а виолончель – это опора, фундамент всего квартета. Если мы прослушаем произведение целиком, то услышим, что у каждого инструмента – своя партия, каждый немножко «побыл главным», но музыканты внимательно слушают друг друга, поэтому у них получается стройная и очень красивая музыка. Теперь послушаем, как звучит струнный «Волгоград-квартет».

Во время прослушивания используется мультимедийное приложение к урокам музыки. В данной программе собраны иллюстративный материал к урокам, видеофрагменты и большое количество музыкальных произведений и фрагментов.  Диск является приложением к методическому пособию «Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы.

Ученикам предлагается не только прослушать, но и посмотреть видео с данным исполнением.

Учитель. Как изменилось ваше ощущение, когда вы не просто услышали звучание музыки, но и увидели музыкантов, которые ее исполняли?                (Ответы учащихся)

- Прослушав звучание квартета, ответьте на несколько вопросов:

- Можем ли мы сравнить этот музыкальный фрагмент с небольшим литературным произведением?

- С кем мы можем сравнить каждый из музыкальных инструментов? Определи их характер.

- Как вы думайте, о чем говорилось в этой «беседе»?

- Какие знаки препинания  вы смогли услышать в этой музыке?

(Ответы учащихся)

- Сегодня на занятии, вы познакомились с новым музыкальным термином «пауза», и сделали вывод, что она является очень важным знаком препинания в музыке. С помощью мультимедийной программы, мы с вами увидели и изучили какие бывают паузы и что они обозначают, как необходимы знаки препинания не только в русском языке, но и в музыке.